Лепестковое сцепление КамАЗ модели MFZ-430

сцепление камаз 6520, mfz 430, сач, сакс, закс, руен, sachs, ruen, starco, сцепление камаз лепестковое однодисковое

Сцепление предназначено для обеспечения плавного трогания автомобиля с места и разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач. Сцепление состоит из механизма сцепления и привода сцепления.

Сцепление диафрагменное однодисковое вытяжного типа модели MFZ-430 используется в автомобилях КАМАЗ-53605, 65111, 65115, 65116, 65117, 6520, 65201, 6540, 6522, 65225, 5460, 6460 с КПП -154 – ОАО «КамАЗ» (10 ступ.), КПП ZF 9S1310 - Германия (9 ступ.), КПП ZF 16S 151 – Германия (16 ступ.). Наличие и цены на детали сцепления смотрите здесь.

Использование сцепления мод. MFZ-430 в автомобилях КамАЗ связано с основными тенденциями машиностроения, которые выражаются в стремлении:

1. Снизить массу деталей, унифицировать и уменьшить их количество.

2. Уменьшить размеры деталей и освободить пространство.

3. Увеличить ресурс деталей и продолжительность их эксплуатации между очередным ТО.

4. Улучшить функциональность деталей и изделий.

5. Упростить обслуживание эксплуатируемых деталей, или исключить необходимость их обслуживания.



Принцип работы однодискового сцепления на автомобилях КамАЗ Евро-2 Евро-3 с КПП-154 КПП ZF:

 

  1. Диск нажимной с кожухом в сборе (корзина сцепления камаз) имеет центральную диафрагменную пружину, которая постоянно давит на нажимной диск и прижимает ведомый диск к маховику.По мере износа фрикционных накладок ведомого диска диафрагменная пружина усиливает свое нажимное действие, обеспечивая сцепление с маховиком. При этом в процессе эксплуатации ведомый диск начинает проскальзывать еще до достижения предельно допустимой степени износа фрикционных накладок. Таким образом, исключается необходимость регулировки оттяжных рычагов корзины сцепления, как это было на ранних моделях, а замена ведомого диска может быть произведена до появления дефектов в трущихся поверхностях.
  2. Ведомый диск сцепления имеет размерность d=430 и установлен на шлицы первичного вала корбоки передач. Он передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии через нажимной диск и кожух нажимного диска (корзины). Резонансные колебания, возникающие в результате непостоянства крутящего момента коленвала и неравномерного распределения нагрузки в трансмиссии, гасятся специальными демпферными пружинами.
  3.  Выключение сцепления происходит в вытяжном (обратном) режиме. Муфта сцепления через запорное устройство находится в постоянном соединении с диафрагменной пружиной корзины.Через систему привода муфта сцепления вытягивается назад в сторону КПП и оттягивает, таким образом, ведомый диск от маховика. 
  4. Смазка подшипника муфты выключения сцепления MFZ-430 и вала вилки сцепления в процессе эксплуатации не предусмотрена.
  5. Шток ПГУ всегда связан беззазорно с вилкой выключения сцепления, муфтой, диафрагменной пружиной и ведомым диском. По мере износа накладок ведомого диска поршень ПГУ перемещается вглубь и воздействует на указатель износа накладок. Указатель износа все больше выдвигается наружу и зазор между шайбой указателя износа и корпусом ПГУ увеличивается, достигая критической величины 23-25 мм, после чего ведомый диск требует замены. Указатель износа представлен на фотографии ниже:

 

Регулировка однодискового (лепесткового) сцепления КамАЗ сводится к регулировке свободного хода педали сцепления. Свободный ход педали сцепления (до начала работы главного цилиндра) зависит от зазора (А) между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра. См. рисунок ниже:          

Нормальному зазору соответствует ход педали 6-12 мм.

Замеряйте свободный ход педали сцепления в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход педали сцепления выходит за указанные пределы, отрегулируйте зазор (А) эксцентриковым пальцем, который соединяет верхнюю проушину толкателя с рычагом педали. Регулируйте зазор (А) при положении, когда оттяжная пружина педали прижимает педаль к верхнему упору. Проверните эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали о верхнего упора до момента касания толкателем поршня составляло 6-12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку. Рисунки представлены ниже:                                                                                                                                                                               

* - для двухдискового сцепления (мод.142)

** - для однодискового сцепления (мод. MFZ-430)

 

Удаление воздуха из гидропривода выключения сцепления (прокачка сцепления) проводится в следующем порядке:

- снимите с бачка пробку и заполните бачок рабочей жидкостью до уровня не ниже 15-20 мм от верхней крышки заливной горловины бачка. 

- снимите с перепускного клапана ПГУ колпачок, наденьте на головку клапана шланг, свободный конец которого опустите в прозрачный сосуд с рабочей жидкостью. 

- резко нажмите на педаль сцепления до упора в ограничитель хода педали, а затем, оставляя педаль сцепления нажатой, отверните на 0,5-1 оборот перепускной клапан, при этом через шланг выйдет часть жидкости с содержащимися в ней пузырьками воздуха. После прекращения выхода жидкости заверните перепускной клапан. 

- повторяйте предыдущую операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга.

- в процессе прокачки добавляйте рабочую жидкость в систему, не допуская снижения ее уровня в бачке ниже 40 мм от верхней кромки заливной горловины. 

- по окончании прокачки при нажатой до упора педали заверните до отказа перепускной клапан, снимите с головки клапана шланг, наденьте колпачок. 

- После прокачки системы долейте свежую рабочую жидкость до нормального уровня. 

Качество прокачки определяется отсутствием явления неполного выключения сцепления (сцепление "ведет") при переключении передач.